Мавританская архитектура: описание и фото

Мавританский стиль

Мавританский стиль – (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в.

В отличие от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.

Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского) связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в. , после Египетского похода Бонапарта 1798-1799 гг. , сопровождалось знакомством с экзотикой арабского Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Он был эклектичным, так как наряду с «мавританскими» включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось оформлять курительные и кофейные комнаты в «восточном вкусе», ванные оформлялись под мавританские серали.

По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем дворце в Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в «мавританском стиле». Она не сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870 г. Многие интерьеры получали название «Альгамбра». Этот смешанный стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Деко 1920-х гг. , иногда именовали «стилем сарацинов» (от лат. saraceni – античное прозвание жителей Аравии). Другое название – «стиль мореск» (от франц. moresque – мавританский). В конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в «мавританском стиле».

Альгамбра – (от араб. «аль-хамра» – «красный»), дворцовый комплекс в южной Испании, построен в середине 13 – конце 14 вв. правителями Гранадского эмирата из династии Насридов в Гранаде, на скалистом уступе над долиной р.Дарро – самый знаменитый образец для подражания в мавританском стиле.

В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи в Петербурге на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта. В Доме Мурузи жили Бродский, Гиппиус и Мережковский. Мода на «стиль морески» сохранялась и в период Модерна 1890-1910-х гг.

Интересным примером мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А. А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве. Особняк на Воздвиженке, известный как Дом Дружбы, был сооружен для эксцентричного Арсения Морозова, двоюродного племянника Саввы Морозова.

Это здание называли в Москве «испанским домом» и «испанским замком». И даже в некоторых путеводителях по нашей столице – причем даже недавнего времени – о нем говорилось, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV – XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности. Во время одного из своих путешествий Арсений Абрамович Морозов посетил старинный мавританский город Синтру, в котором находится дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году и принадлежавший баварскому принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II. Дворец поразил его удивительным сочетанием разных стилей — звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. Очарованный Арсений тут же заказал перестройку своего особняка на Воздвиженке по образу и подобию португальского дворца архитектору Виктору Александровичу Мазырину.

Лучшего исполнителя своего замысла он не мог найти. Архитектор разрабатывает композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Богато декорированный фасад украшен двумя причудливыми башенками, между которыми разместился портик. Декор оконных проемов и ограждения кровли были близкой аналогией португальского дворца. Морские раковины, цветы, витые пояски, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика. Строительство дома началось в 1898 году и было завершено через 2 года. Арсений Морозов стал обладателем самого причудливого особняка в Москве. Аристократическая Москва скептически морщилась. У графа Льва Николаевича Толстого в романе «Воскресение» Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышлял о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку». Не менее резко высказалась мать Арсения — Варвара Алексеевна Морозова, когда узнала, что сын сделал с ее подарком — особняком в русском стиле: «Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает». Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, построенный его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте. На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: «Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет». Его слова оказались пророческими. Более века особняк на Воздвиженке поражает своей необычностью, словно сказочный замок из книжки. Арсений Абрамович Морозов умер в 1908 году в возрасте 35 лет. Поспорив с друзьями на очередной вечеринке, что сможет вытерпеть любую боль, он вышел в кабинет и прострелил себе ногу. Пари он выиграл, но вскоре началось заражение крови, и Морозова не стало. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека.

Читайте также:
Как заделать трубу на крыше из профнастила своими руками

Мавританская архитектура

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Если у вас есть справочные книги или статьи , или если вы знаете , качественных веб – сайтов , посвященных теме обсуждаемого здесь, пожалуйста , заполните эту статью, давая ссылки , полезные для его контролируемости и связывая их с « Notes разделе». И ссылки “

Заимствования и влияния многочисленны, особенно в восточно-персидском или византийском искусстве. Они изначально накладываются на восстановление местных элементов римского происхождения до того, как испано-мавританские стили приобрели собственную динамику, источник внешнего влияния.

Такие здания, как Великая мечеть Кордовы , Альгамбра в Гранаде или Хиральда и Алькасар в Севилье , иллюстрируют этот так называемый испано-мавританский архитектурный стиль.

Декоративные элементы и структурные этот типа архитектуры будет вновь открыты на Западе с конца XVIII – го века, вдохновляя многие частные и общественные здания, ковка « мавританский стиль », который является интегрированным результатом современных элементов и методов , специфичных для неомавританская архитектура .

Резюме

История

Художественный фон

Рождение и распространение концепции

Апогей

Экспорт на Запад

Замечательные мавританские постройки

В Алжире

В Алжире есть много зданий, в том числе замечательная мавританская архитектура:

  • Мечеть Сиди Беллахсен – это мечеть Зианиде, построенная в 1296 году во время правления Абу Саида Усмана I, второго султана Зианиде.
  • Мечеть Эль-Мешуар – это мечеть в цитадели Эль-Мешуар, построенная во время правления султана 4-го зианида Абу Мусса I Хамму .
  • Медресе Tachfinia , исламский университет , основанный в году 1342 от 5 – го султана zianide, Абу Ташфин . Он был разрушен Францией в 1873 году.
  • Большая мечеть Тлемсен , Almoravid мечеть XII – го века , чье минарет был построен султаном zianide, Yaghmoracen Ибн Зиан .
  • Djamaa – эль – Кебир , мечеть в Алжире построена Almoravids, минарет был построен под султаном Zianide Абу Taschufin .
  • Большая мечеть Nedroma является Almoravid мечеть которого минарет был построен местным населением Nedroma , архитектор по имени Мохамед эль-Сиси.
  • Мечеть Сиди Бумедьен – алжирская мечеть в Тлемсене, построенная Меринидами в 1339 году и посвященная андалузскому суфию по имени Абу Мадьяне .
  • Мечеть Сиди-Бу-Меруан – это здание, построенное во время правления султана Зиридааль-Муизза бен Бадиса в 1033 году в городе Аннаба .
  • Мечеть Сиди Абдеррахмана эт-Талиби – это мечеть, расположенная в Алжире, построенная во времена правления султана Эль-Джазаира Эль- Хаджа Ахмеда в 1695 году и посвященная богослову Сиди Абдеррахману и-Талиби .
  • Zaouïa из Sidi Абдеррахман е-Thaâlibi основана последним в 1455 году в Алжире .
  • Мечеть Сиди Ramdane мечеть датируемый Zirid X е или XI – го века, она изменила свое название на XVI – го века от Джамаа Эль Kedima Касба в Djamaa Сиди Ramdane Сиди Ramdane будучи известным марабут.
  • Джамаа аль-Дждид, также называемый « рыбацкой мечетью » из-за близости к морю, представляет собой алжирскую мечеть, построенную в 1660 году.
  • Мечеть Бей Мохамед эль-Кебир – алжирская мечеть, построенная БеемМохамедом эль-Кебиром после завоевания Орана и Мерс-эль-Кебира в 1792 году.
  • Мечеть Имама эль-Хуари – алжирская мечеть, построенная во времена правления султана Эль-Джазаира Мохамеда ибн Османа в 1799 году в честь Имама эль-Хуари, покровителя города.
  • Мавзолей Сиди Мхамеда, также известного как Сиди Мхамед Бу Кубрин, построен в 1791 году во время правления Мохамеда ибн Османа в честь марабута Сиди М’хамеда Бу Кубрина , человека с двумя гробницами.
Читайте также:
Выбираем насос для колодца — как подобрать агрегат + обзор лучших брендов

В Испании

В ливии

В Марокко

Марокканская архитектура из-за своей географической и исторической близости похожа на мусульманскую Андалусию.

Таким образом, мавританская архитектура встречается в каждом марокканском городе, а точнее в медине страны.

Это видно как в исторических мечетях, так и на воротах медин. Самые красивые образцы, несомненно, можно найти во многих медресе, разбросанных в нескольких городах, таких как Фес , Мекнес , Марракеш , Сале и Уджда .

Поэтому Марокко хочет быть наследником этой архитектуры, ноу-хау которой до сих пор осваивают мастера королевства.

Назову лишь несколько примеров:

  • Медресе Боу Inania в Фесе , Marinid Медресе основана в 1350 году султаном Абу Инан Фарис .
  • Бен Юсеф Медресе , основанный Абу аль-Хасан Али ибн Осман , Merinid. Но чья нынешняя структура датируется 1570 годом, построена саадянами.
  • Зауйя мулай Идрис 2, где он покоится, считается основателем города Фес.
  • Merinid Медресе Сале , самый маленький Медресе в Марокко, построенный Абу аль-Хасан бен Усмана в 1333 году .
  • Marinid Медерса Уджда , построенный султаном Абу Якуб в 1335 году .
  • Баб-Мансур эль-Алеудж , ворота в медину Мекнеса , построенный в 1732 году Мулай Абдаллахом, сыном султана Исмаила бен Шерифа .
  • Медресе Боу Инаниа Мекнес , законченная в 1351 году , является Marinid Медресе построенный султаном Абу Инан Фарис .
  • Медерса Attarine , построенный в 1323 году по Marinid султаном Абу Саид Отман.
  • Университет Аль-Карауин , построенный в 859 году , во время правления династии Idrissides. Он был основан Фатимой аль-Фихрией , которая вложила бы туда все свое состояние. Он считается старейшим университетом в мире, который до сих пор работает Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
  • Медерса Cherratine , построенная в 1670 акциях Alaouite султана Рашид бен Шериф .
  • Fondouk Nejjarine , построенный в XVIII – м веке под алавитов, он был использован для приема, питания и размещения торговцев из в королевстве.
  • Bahia Palace в Марракеше, один из основных памятников культурного наследия страны. Начавшийся в 1866 году великий визирь Хасана бен Мухаммеда , а именно Си Мусса.
  • В Саади гробниц в дату Марракеша со времен султана Ахмеда аль-Мансура в XVI – м веке. В этом роскошном мавзолее проживает около шестидесяти саадцев.
  • Sahrij Медерса в Фесе, построенный Marinid правителя Абу аль-Хасан бен Осман , в 1321 году .
  • Медерса Seffarine , построенный в 1271 году , по Marinid султан Абу Юсуф Якуб бен Абд аль-Хакк в Фесе.
  • Некрополь Меринидов в Хеллахе в Рабате, завершенный в 1339 году Абу аль-Хасаном бен Усманом .

Есть еще много других примеров. Будь то дворцы, риады, ксары, касбы, мечети, зауи или дома, потому что марокканцы ценят это наследие.

Мавританская архитектура в Испании

Альгамбра

Мавры в архитектурном искусстве великими новаторами не были. Многие конструктивные элементы они позаимствовали у других народов, но при этом они смогли создать массу великолепных примеров внутреннего устройства в Испании именно в период своего правления. Ведь мало, кому интересен внешний вид дома, если внутри самый настоящий рай.

Период правления мавров принято разделять на три основных периода по названию городов, которые были в центре определенного времени:

  • Кордовский;
  • Севильский;
  • Гранадский.

Именно в этот период происходило и развитие исламской культуры в стране.

Читайте также:
Отзывы пользователей об инфракрасных пленочных теплых полах

Основы мавританского стиля в Испании сформировались во время Кордовского периода правления. Новые правители из династии Омейядов требовали, чтобы возведенные здания украшались геометрическими орнаментами, так как исламским законом было запрещено использовать изображения людей и животных.

Орнамент выкладывался с использованием облицовочной плитки-оцулей (azulejo — синий) Наиболее ярко именно такой стиль прослеживается при оформлении соборной мечети в Кордове. Построили ее в 785 году, а через 150 лет расширили, включив в ее ансамбль восьмиугольный михраб, который был очень красиво украшен.

Дворец Альгамбра в Гранаде

Фото: Дворец Альгамбра в Гранаде

В 7 веке после распада Кордовского халифата, к правлению приходит династия Альмохадов, которая вдохнула в архитектуру и мавританский стиль новую жизнь. Альмохады при строительстве зданий использовали традиционные для исламской культуры украшения – орнаменты, кирпичи, изразцы, аркады, но получалось у них более изысканно.

В декоре появилось огромное количество блестящих элементов, что смотрелось более ярко и изысканно. Ярким примером искусства этого периода считается сохранившаяся башня, которая возвышается над городом в Севилье. Сооружение искусство оформлено орнаментом из светлого кирпича.

В 8-10 веке мавры были оттеснены в Гранаду, где их зодчие превзошли сами себя. Последним всплеском мавританской мысли и зодчества стал дворец Альгамбра, который был построен в период правления династии Насридов. Именно в этом здании максимально гармонично сочетаются элегантность и изысканность.

Внутренняя территория Альгамбры

Фото: Внутренняя территория Альгамбры

Дворец расположен на горе с видом на Гранаду, на фоне гор Сьерра-Невада. Зрелище потрясающее снаружи, но не менее великолепное внутри. Но самое удивительное, что все создано и самых простых и привычных материалов – строительного гипса, кирпича, дерева.

Слияние двух стилей: мудехарского и мосарабского

В Андалусии архитектура выполнена в чистом мавританском стиле, а вот при продвижении на юг страны уже встречаются здания, при строительстве которых многие элементы задействованы их других направлений. На фоне этого слияния возникли два новых направления в строительстве.

Архитектура мосарабского стиля

монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада

Фото: монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада

Этот новый стиль был создан христианами, в котором объединились и вестготские, и исламские направления. Сегодня сохранилось не слишком много примеров зодчества, которые создавались христианами во времена правления мавров. Представить особенности таких зданий помогают лишь редкие церкви, которые сохранились в глубинках, например, в Сории. Лучше всего сохранился монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада около Леона, который построен в 913 году.

Особенности мудехарского стиля

Королевский дворец Алькасар в Севилье

Фото: Королевский дворец Алькасар в Севилье

Зодчие-мудехары пошли совсем другим путем. На христианских землях в целях продвижения ислама, они создавали здания такого плана, что больше ни в одном стиле не возможно найти подобных. В качестве декоративных элементов использовались следующие приемы:

  • Ацулеи;
  • Изящная резьба, смешанная с романтическими, готическими компонентами;
  • Решетчатые переплеты.

В новом стиле также просматриваются определенные элементы зодчества иудеев, что также жили рядом с маврами и христианами на определенном промежутке времени. Основной чертой мудехарского стиля является использование при строительстве, как основного материала, кирпича. Эти зодчие слыли первоклассными каменщиками. Встретить результаты их работы можно на всей территории Испании. Вот несколько наиболее ярких примеров:

  • В Сугуне есть церковь, что относится к 12 веку, выполненная их кирпича;
  • В Арагоне и Теруэле есть огромное количество церквей из кирпичной кладки и с высокими башнями;
  • Королевский дворец Алькасар в Севилье (1364 г.).

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com, очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Мавританский стиль

арабеска

Ислам впитал культуру завоеванных народов и из смеси византийских, персидских и римских элементов создал новое искусство.

Стиль сарацинов — чисто декоративное искусство, которое достигло своего расцвета в конечных пунктах империи — в Испании и Индии. Основные черты стиля: подковообразная и луковицеобразная стрельчатая однолопастная или трехлопастная арки и своеобразные сталактитовые формы сводов. В Индии использовалась более пологая арка — килевидная.

Читайте также:
Блоки для фундамента — железобетонные, керамзитобетонные

Для мавританской Испании была характерна подковообразная и многолопастная зубчатая арка. Благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам арабомавританские дома производят впечатление гигантского шатра и напоминают о кочевом прошлом арабов.

Простые арабы в средние века продолжали жить в шатрах, лишь богатые могли позволить себе мавританский дом или дворец. Шатры были круглым или четырехугольным разборным жильем, соответственно кочевому образу жизни. Весь быт и утварь были также приспособлены к такому жилищу.

Дома богатых мусульман строили с толстыми внешними стенами, как крепости. Основной строительный материал — обожженный кирпич, отчасти — камень, известняк, песчаник. Мрамор использовали для колонн. Арки выкладывали из кирпича. Основные черты жилища арабов — дворовый принцип зданий с галереями по периметру двора; плоские покрытия и кровли, в центральных помещениях — куполообразная крыша.

Основным компонентом дома по восточной традиции был двор с окружающими его портиками. В рядовом городском доме был один двор. Жилые дома делились на мужскую и женскую половины. Иногда они разделялись разными дворами: обычно было несколько дворов, к которым примыкали залы и жилые помещения. Дворы по периметру ограничивались галереями, которые отделяли каменными или деревянными колоннами. В богатых дворцах колонны опирались на орнаментированные арки и имели корзинообразную капитель.

Если дом был двухэтажный, то верхний этаж нередко выступал в сторону улицы и имел зарешеченные балкончики. Верхние этажи домов предназначались для детей и женщин. Женская половина дома называлась гарем. Плоская крыша использовалась для различных целей: для сбора дождевой воды, сушки белья и продуктов, приготовления лепешек. Из внутреннего дворика на крышу вела лестница.

Стены домов у арабов чаще всего были белыми, чтобы не нагревались на солнце. Стены сохраняли свою плоскостность. Их часто украшали вертикальные лопатки, горизонтальные бордюры или плоские арки. Стены арабы облицовывали резьбой по гипсу или обожженным кирпичом. С XI11 в. применялась резная терракота, с XIV в. — изразцовая мозаика и майолика. Поверхность стен была сплошь покрыта орнаментом, что создавало особое ощущение мягкости и богатства.

Орнамент покрывал балочные перекрытия, бордюры, панели стен, потолков, своды арок, капители колонн, дверные проемы, оконные решетки, даже мебель, ковры и ткани. Помещения были небольшими, с маленькими окнами. Окна закрывали резными решетками из тонкого алебастра или дерева. Зарешеченные окна создавали в помещениях тонкий световой эффект. Оконные проемы располагались в верхней части стены и перекрывались арочками. Иногда окна соединяли по два или три.

Во дворцах арабов использовались сталактиты — сочленение мягких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты поддерживали выступающие формы, располагаясь в основании куполов, сводов, в нишах, под карнизами, на капителях колонн. Выполняли их из гипса и терракоты. Они создавали тонкую игру светотени.

Арабы называли орнамент арабесками: он сочетал растительный и геометрический узоры, а также надписи из священных текстов. Орнамент был трех типов: растительный, геометрический и эпиграфический. Человека никогда не изображали. Орнаментальные композиции носили плоскостной характер. Преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой, использовались и другие цвета — охр и сто-желтый и зеленый. Арабески излучают силу и свидетельствуют о математическом образе мыслей арабов. За счет орнамента стены приобретали вид персидских ковров. Орнамент применялся на лепнине или фаянсовых плитках стены.

Дома богатых мусульман Дома богатых мусульман

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО И МЕБЕЛЬ

Для отделки интерьера применяли — алебастр, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, камень, поливные изразцы, фаянс, стеклянную мозаику, мраморную мозаику, росписи, папье-маше, инкрустацию из ценных пород дерева и слоновой кости. Большого совершенства достигают изделия из резного дерева ценных пород. Для инкрустации применяли наборное дерево и слоновую кость. В VI I—X вв. использовалась резьба по алебастру, фигурная облицовка кирпича, цветной камень для геометрических узоров. В XI — XIII вв. применялись поливной декор, глазурованные изразцы, мозаика с глазурью и изразцовые плитки, а также резьба по алебастру и терракоте.

Читайте также:
Отделка окон в деревянном доме — особенности, выбор материалов, этапы монтажа, фото

Дом делился на две половины — мужскую и женскую. Мужские комнаты имели неброское оформление и использовались для приема гостей и ремесла. Здесь было оружие и библиотека, комнаты подчеркивали радушие, образованность и доблесть хозяина. В женской половине находились жилые помещения и кухня. Они оформлялись более нарядно, но были отгорожены и закрыты.

Важную роль в интерьере играли ковры с мелким орнаментом. Большие ковры вешали на стены. Арабские дома украшали также скатерти и портьеры. А вот мебель играла незначительную роль. Мусульмане сидели на коврах и подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями низкие диваны без спинки — оттоманки. Спали на тюфяках и подушках, которые клали на рамы. После сна тюфяк сворачивали вместе с рамой и ставили в угол, также убирали и полог. Укрывались простыней или одеялом на вате. Вокруг ложа прикреплялся гвоздями к стене сетчатый полог от насекомых.

Вместо шкафов и комодов у арабов были сундуки и стенные ниши. Форма их — продолговатый ящик с плоской запирающейся крышкой. Были и маленькие ларчики и шкатулки. Сундуки и лари украшали слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, позолотой и разноцветной росписью. Сундуки предназначались для одежды и головных уборов, мелкие вещи хранили в ларцах и ящичках. Вместо шкафов использовали также стенные ниши с решетчатыми орнаментальными дверцами. В стенных нишах устраивали полки и перегородки, а снаружи их отделывали. Отделкой служили филенчатые сектора с орнаментом, прорезными узорами или роспись разноцветными красками. К узорчатой облицовке приделывали запирающиеся створки, дверцы или нишу запирали или закрывали занавесками. Мебелью служили также ширмы и этажерки. Комнаты арабского дома были достаточно пусты.

В мебели, также, как и в архитектуре, были распространены колонны, аркады с подковообразными арками, сталактитовые формы сводов и — в качестве декоративной отделки — точеные элементы, сложные виды решеток. Ножки, спинки, подлокотники обрабатывали орнаментом и стрельчатой пологой аркой. В мебели применяли инкрустацию слоновой костью, перламутром, яркую окраску орнаментированных частей. Для обивки мебели использовалась кордовская кожа с тиснением, а порой с позолотой. Поверх кожаной обивки изделия украшались ажурными металлическими накладками.

В XIX веке в период эклектизма вошел в моду неомавританский стиль, в котором оформлялись комнаты европейских особняков.

Для обогрева жилищ арабы использовали мангалы — широкие урны или глубокие тазы на подставке. Курильницы были похожи на высокую закрытую чашу или кубок. В верхней части устраивали дырки для выхода дыма. В честь гостей в них сжигали благовонные вещества, а уходящего гостя опрыскивали духами.

Восточные народы довольствовались умеренным освещением. Их вполне устраивали канадилы — глиняные светильники в виде круглой чашки или закрытого сосуда, с одним или несколькими источниками света. Другие осветительные приборы — фонари и лампы. Подсвечники или шандалы делали из металла — меди, олова, серебра. Они были простыми или с ручками. Подсвечники всегда украшали чеканкой или позолотой, особенно канделябры, а по-арабски — шамаданы.

Лампы арабы предпочитали висячие. Комнатные висячие лампы делали в форме сосудов из фарфора и металла. Подвесные люстры назывались нагафа. Они имели множество ламповых чашечек, украшенных металлическими и стеклянными подвесками. Типичной формой был обруч с красивым фонарем в центре и маленькими лампами по кругу. Лампы расписывали либо украшали чеканкой и резьбой. Кроме того, их украшали металлическими и стеклянными подвесками. Эти формы используют и сегодня. Такие лампы использовали только в богатых домах. В домах среднего достатка использовалась турейя — обруч с прикрепленными к нему маленькими

Фанас — арабские фонари — были карманные (складные) или большие (стоячие, висячие). Они представляли собой небольшие цилиндры из бумаги или полотна, натянутые на проволочные кольца. Деревянная дощечка служила дном, а сверху цилиндр закрывался металлической пластинкой. Сверху прикрепляли ручку.

Читайте также:
Преимущества использования пеноплекса для утепления бетонного пола

Фонари горели от захокенного масла. Большие фонари из дерева или металла дополняли глиняными или стеклянными сосудами. Стоячие и висячие фонари из дерева или металла делали в виде башенок с прорезными боковыми стенками. Лампами для них служили глиняные или стеклянные сосуды.

Одним из способов обогрева восточного жилья был сандал. Это был деревянный табурет или квадратный столик, который ставили над углублением в полу.

В него клали угли. В сандале было две ступеньки — одна для чайника с водой, другая — для жара и золы. Табурет прикрывали сверху одеялом, края которого лежали на полу. Именно под них просовывали ноги сидящие у сандала люди или спящие хозяева. Ноги всегда были обращены к сандалу. Слова «сандал» и «сандалии» — однокоренные. Дело в том, что сандалом назывались полки для обуви, табурет, который служил этой цели и стоял около обогревательного прибора.

На Востоке зеркала изготовляли из бронзы, серебра и стали. Зеркала арабов были меньше, чем современные. Зеркала состояли из прямоугольной, овальной или круглой пластины из бронзы, серебра или стали, отполированной с одной стороны. Зеркало снабжали подставкой или ручкой. Вначале зеркала делали из бронзы, а с XI в. — из серебра и стали.

Приборы для измерения времени на Востоке были большой редкостью. Применив колесо, арабы усовершенствовали устройство солнечных, песочных и водяных часов и при необходимости пользовались ими. Водяные часы арабов — изделие из меди, в котором в металлический таз каждый час со стуком падал шарик. После каждого часа из ставен появлялись всадники — прообраз нашей кукушки. В XIV веке арабы изобрели часы с гирями и колесным механизмом. Однако образ жизни восточных народов, более спокойный и размеренный, чем на Западе, не приучил их ценить время и планировать жизнь по часам.

Мавры больше 700 лет правили Испанией и оставили удивительное архитектурное наследие. Вот 7 мест, которые нужно увидеть

Многие из этих зданий отлично сохранились и даже используются как королевские и правительственные резиденции.

Антон Дьяконов

Мавры прибыли в Испанию из Северной Африки и правили частями Пиренейского полуострова с 711 года до падения Гранады в 1492 году. Более 700 лет исламского правления оставили стране богатое архитектурное и культурное наследие. Мы перевели материал The Culture Trip о семи мавританских достопримечательностях Испании, на которые обязательно стоит посмотреть.

Хиральда, Севилья

Башня Хиральда — это одна из сохранившихся частей Большой мечети, которая когда-то стояла на месте Севильского кафедрального собора, самого большого готического храма в мире. В бывшем минарете теперь размещается колокольня, на которую можно подняться по пологому пандусу. По легенде, пандус установили вместо лестницы, чтобы на вершину башни могли подняться даже животные — или как минимум чтобы туда можно было въехать на коне.

La Giralda
Адрес: Av. de la Constitución, s/n, 41004 Sevilla, Испания
Координаты: 37.386177, −5.992615
Сайт: catedraldesevilla.es

Кордовская соборная мечеть, Кордова

Кордовская соборная мечеть, или Мескита, была построена в 784 году по приказу эмира Абда ар-Рахмана I. Ее создателей вдохновили мечети Дамаска и иерусалимская Эль-Акса. В Средние века она была второй по величине мечетью в мире. Мескита была центром ислама в Кордове больше трех веков и известна на весь Аль-Андалус, мусульманскую территорию Испании. В 1236 году, когда Гранаду захватили христиане, Соборную мечеть переделали под католический храм. Католические службы здесь проводятся до сих пор.

Mezquita-Catedral de Córdoba
Адрес: Calle Cardenal Herrero, 1, 14003 Córdoba, Испания
Координаты: 37.878905, −4.779382
Сайт: mezquita-catedraldecordoba.es

Севильский алькасар

Скорее посвящение мавританской архитектуре, нежели ее наследие, королевский алькасар (замок) в Севилье был построен для короля Педро I Кастильского. Создавать его интерьеры помогали некоторые из мастеров, которые работали над Альгамброй. Это здание до сих пор служит резиденцией испанской королевской семьи в Севилье, то есть это старейший королевский дворец в Европе.

Читайте также:
Как оформить крыльцо частного дома — 80 идей

Real Alcázar de Sevilla
Адрес: Patio de Banderas, s/n, 41004 Sevilla, Испания
Координаты: 37.383077, −5.990215
Сайт: alcazarsevilla.org

Мадина аз-Захра, Кордова

Мадина ах-Захра, один из новейших объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании, представляет собой руины дворцового города, построенного в предгорьях близ Кордовы между 936 и 940 годами. В Средние века это был шумный центр Кордовского халифата, здесь находились правительственные здания, мечети, монетный двор, мастерские и жилые дома. К 1010 году Мадина аз-Захра была уничтожена гражданской войной. Долгое время руины находились под землей, пока их не обнаружили в начале XX века. Хотя раскопать удалось не больше десятой части города, по этим остаткам можно понять могущество мавританской Испании.

Medina Azahara
Адрес: Ctra. Palma del Río, km 5.5, 14005 Córdoba, Испания
Координаты: 37.886036, −4.867665
Сайт: museosdeandalucia.es

Альхаферия, Сарагоса

Этот дворец был построен в XI веке в тайфе Сарагоса на северных рубежах Аль-Андалуса. Позже он служил резиденцией христианских королей Арагона, а сейчас там размещается штаб регионального парламента.

Palacio de la Aljafería
Адрес: Calle de los Diputados, s/n, 50003 Zaragoza, Испания
Координаты: 41.656455, −0.897113
Сайт: cortesaragon.es

Мечеть Кристо-де-ла-Лус, Толедо

В Толедо, расположенном к юго-западу от Мадрида, в Средние века долгое время мирно сосуществовали христианские, иудейские и мусульманские общины. Этот период называют La Convivencia — «сожительство» на испанском. Сочетание трех культур оставило городу яркое архитектурное наследие, в том числе мечеть Кристо-де-ла-Лус. Она была построена в 999 году. Всего в Толедо было 10 мечетей. Кирпичная кладка на фасаде этого здания сделана так, чтобы напоминать Большую мечеть Кордовы.

Mesquita del Cristo de la Luz
Адрес: Calle Cristo de la Luz, 22, 45002 Toledo, Испания
Координаты: 39.860620, -4.024174

Альгамбра, Гранада

Крепость Альгамбра — самый известный пример мавританской архитектуры в Испании, но мы решили поставить ее в самый конец, ведь вы наверняка о ней слышали. Расположенная на холме на фоне заснеженных вершин Сьерры-Невады, она выглядит так, будто сошла со страниц какой-нибудь сказки. Крепость, название которой на арабском означает «красный замок», была построена как небольшое укрепление в 889 году до нашей эры, а затем, в середине XIII века, переделана в грандиозный дворец по приказу эмира Гранады Мухаммада I аль-Галиба. После завоевания Гранады в 1492 году в замке разместился двор католических монархов Фердинанда II и Изабеллы I. Архитектура и интерьеры Альгамбры с письменами, резьбой и мозаиками — один из самых ярких примеров исламских мотивов в Западной Европе.

Alhambra
Адрес: Calle Real de la Alhambra, s/n, 18009 Granada, Испания
Координаты: 37.176109, −3.588151
Сайт: alhambra-patronato.es

HiSoUR История культуры

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.

Мавританская архитектура

Мавританская архитектура — это сочлененная исламская архитектура Северной Африки и части Испании и Португалии (Аль-Андалус), где андалузцы (мавры) доминировали между 711 и 1492. Наилучшими сохранившимися примерами являются La Mezquita в Кордове и дворец Альгамбра в Гранаде ( в основном 1338-1390), а также Хиральда в Севилье (1184). Другими примечательными примерами являются разрушенный дворцовый город Медины Азахара (936-1010), церковь (бывшая мечеть) Сан-Кристо-де-ла-Лус в Толедо, Альжаферия в Сарагосе и баня, например, Ронда и Альхама-де-Гранада.

В начале 8-го века арабы образовали халифат в Испании, который в XIII веке был сведен к крошечному эмирату Гранады и упал в 1492. Прямая близость к христианскому Западу, продолжающиеся столкновения между маврами и христианами, физические характеристики Пиренейского полуострова, плодородие его почвы, климатические выгоды и в общих условиях, которые позволили испанским маврам жить жизнью, поразительно отличающейся от своей жизни, племенами в других странах, радикально изменили свой характер от жестокого и воинственного к мягкому, культурными, рыцарскими и способствовали высокому развитию их искусств, но.

В мавританской архитектуре следует выделить три периода: первая — Великая мечеть в Кордове (ныне католический собор); примерами второго или переходного периода являются башня Хиральды и Алькасар в Севилье, а гренадерские дворцы Альгамбры и Хенералифе дают графическое изображение третьего периода — периода высочайшего совершенства мавританского стиля. Мавританский стиль явно проявился позже в архитектуре синагог Европы.

Читайте также:
Как отогреть замёрзший водопровод

Испанские мавры находились в тесном контакте со своими соплеменниками на северном побережье Африки, где они все еще обитают в Тунисе, Алжире и Марокко. Эта связь была, прежде всего, выражена в сходстве архитектуры в обоих. Действительно, в сохранившихся памятниках древней арабо-арабской архитектуры мы видим одни и те же общие формы, те же арки и колонны, те же орнаменты, что и в испанско-мавританских зданиях, но развитые с меньшей согласованностью и полнотой. Это заставляет их относить их к времени, предшествовавшему последнему периоду исламского искусства в Испании, главным образом к XII веку, когда отношения между испанскими и африканскими арабами были особенно близки. Так, например, минареты главной мечети Марокко имеют много общего с Хиральдой, и можно верить легенде, которая называет строителя той же Ибра, которой был построен этот последний.

Архитектура
Характерные элементы мавританской архитектуры включают в себя мукарны, подковы арки, voussoirs, купола, зубчатые арки, ланцетные арки, арки ogee, дворы и декоративные плиточные работы, известные как zellij на арабском языке или азулехо на испанском и португальском языках. Архитектурная традиция иллюстрируется мечетями, укреплениями и другими зданиями, такими как Мезвита в Кордове (784-987, в четыре этапа); Альгамбра (в основном 1338-1390) и Хенералифе (1302-9 и 1313-24) в Гранаде и Хиральда в Севилье в 1184 году; Замок Падерне в Алгарве, Португалия; мечеть Кутубия, мечеть Хасана, Андалузская мечеть и Университет Аль-Карауин в Марокко; Великая мечеть Алжира и Великая мечеть Тлемсена в Алжире; и мечеть Укбы в Кайруане, Тунис. Другие известные здания включают разрушенный дворец-город Медины Азахара (936-1010), церковь (бывшая мечеть) Сан-Кристо-де-ла-Лус в Толедо, Альяферия в Сарагосе и баня, например, Ронда и Альхама-де-Гранада.

Этот термин иногда используется для включения продуктов исламской цивилизации Южной Италии. Дворец деи Норманни на Сицилии был начат в IX веке эмира Палермо.

В Нарбонне, Франция, есть археологические свидетельства мечети восьмого века.

Месквита
Первый халиф Кордоба, Абдуррахман, задумал построить в своей столице мечеть, которая может конкурировать с известными святилищами Палестины и Сирии, заложила ее в 786 году по плану, аналогичному плану главной мечети Дамаска, но приказала ему более обширный и роскошный. Из всех земель, подпадающих под нее, древние колонны со своими столицами были привезены в Кордову; многие византийские императоры посылали многие из тех же колонн; Но поскольку количество готовых столбцов все еще оказалось неадекватным, то, согласно древним моделям, были выполнены новые. Мечеть была завершена после смерти Абдуррахмана. Спустя сто лет это стало тесно для большого количества прихожан. По этой причине, начиная с конца X до середины XII века, его расширения постоянно делались.

Мечеть Кордовы представляет собой огромный четырехугольный двор, с трех сторон окруженный множеством аркад на колоннах. Другая, большая часть структуры разделена на столбцы на одиннадцать нефов, к которым еще восемь добавлены сбоку. У каждого неф был выход во двор. Невы были покрыты деревянным потолком, который теперь заменил своды. В середине середины 11 нефев, более широких, чем другие, есть михраб — восьмиугольная ниша с полукуполем в виде раковины, вырезанной из твердого камня. Недалеко от михраба, в одном из соседних с ним нефов, есть специальный отдел, окруженный пилястрами и покрытый куполом; это пространство, первоначальная цель которого неизвестна, теперь называется Villa viciosa. В нем, а также на стенах, расположенных рядом с михрабом, в основном есть роскошный формованный орнамент.

В мечети насчитывается 850 колонн. Поскольку такое обширное здание требовало значительной высоты, а колонны были слишком короткими, приходилось прибегать к расширению четырехугольных столбов над столиками колонн и специальному расположению арки, что для достижения более высокая высота, обычно получали увеличенную форму подковы, это время широко распространено в мавританской архитектуре. Эта схема заключается в том, что над арками, соединяющими капитал с капиталом, размещаются вторая арка, которые выбрасываются из верхней части одного надстрочного расширения в другое. Кроме того, в некоторых местах, например, около михраба и виллы Виллы, между нижней дугой, которая образует несколько полукружных фестонами, а верхняя, только арка в форме подковы, состоит из полуэкраны, вместе с той же полу-дугой соседнего пролета, заполнен, Arch, как бы проходящий через столбец над столбцом. Благодаря этому переплетению арки, внутренняя часть мечети стала появлением какого-то сказочного окаменелого леса, в котором вместо стволов деревьев были мраморные, гранитные и порфировые колонны, а на вершине этих стволов были разбросаны огромные ветки из белого и красный камень, из которого они складываются. Оригинальность и живописность этой архитектуры усиливаются лепными украшениями, яркими цветами и золочением, обильно покрывая стены, потолочные балки и фризы под ними.

Читайте также:
Установка входной двери без профессиональной помощи

Что касается появления мечети Кордовы, это создает впечатление долговечности и серьезности. Редкие окна в стенах, лишенные какой-либо резки, снабжены с обеих сторон колоннами, окружены мраморными плитами с ажурным рисунком и имеют вид сверху подковы, окаймленные рельефным орнаментом. Та же форма предоставляется входным воротам. Каждому поперечному неву соответствует проекция, которая служит опорой для стены. Эти выступы говорят, что мечети напоминают крепость, тем более, что стены увенчаны рядом зубов.

Хиральда
Здания в Севилье относятся к более позднему времени. В 1172 году в этом городе была построена большая мечеть, остатки которой до сих пор сохранились в северной и западной частях местного собора. В них уже есть определенное изменение стиля, о котором, однако, минарет, принадлежащий к мечети, которая превратилась в колокольню собора и известную как Хиральда (Хиральда), является гораздо лучшей концепцией. В отличие от большинства минаретов, обычно многогранных или цилиндрических, тонких и тонких, Хиральда имеет форму массивного прямоугольного параллелепипеда. Строителем этой башни, как гласит легенда, был известный арабский архитектор Гебр, или Гебер. Башня выполнена из кирпича и белого камня и полностью опускается на какую-то высоту, полностью голые стены, а сверху — рельефное украшение, которое выглядит как узорные панели, обрамленные гладкими полосками. Мотив рисунка напоминает переплетающиеся полилобные арки, которые мы видели в мечети Кордоба, и даже колонны, поддерживающие эту сеть арки, изображены внизу рисунка. Этот мотив орнамента очень характерен в последние два периода мавританского искусства. По обе стороны от Хиральды, посередине, двухлопастные окна расположены один над другим; они сделаны особым образом на каждом этаже, с подковообразным, ланцетным или полилоподобным верхом и украшенными балконами. Внутри, вместо лестницы, расположено несколько наклонных плоскостей, вдоль которых два близких гонщика на коне могут добраться до верхней платформы башни.

Алькасар
Третьим любопытным мавританским зданием Севильи является укрепленный дворец Алькасар, построенный в XII году и получивший пристройки в XIII веке. После того, как Севилья взяла на себя власть испанцев, он стал дворцом кастильских царей и с тех пор неоднократно менялся, до такой степени, что он изменил свой интерьер, что он уже утратил свою определенность стиля. Однако общее местоположение и части Алькасара сохранили свой восточный характер. Дворец состоит из нескольких открытых дворов, вокруг которых сгруппированы галереи и залы, со стенами, украшенными сверху украшением лепниной, рядом с рисунком с орнаментом Хиральда, а внизу покрыты цветными плитками, представляющими геометрический узор.

Альгамбра
Самый блестящий и в то же время самый характерный памятник его искусства достиг самой высокой точки развития, оставил нам арабов в Гренаде, последней оплоте их господства в Испании. Это дворец цитадели Альгамбры, которая до сих пор является главной достопримечательностью этого города. За исключением «Ворота двора» и других, ведущих к цитадели, арки в форме подковы нигде не встречаются: все арки вообще полукруглые с поднятым центром с красноватым сталактитом — и с софитом, вырезанным небольшими полукругами, словно мелким гофрированием. Арки или поднимайтесь прямо от уступа над столиками колонны, отступая от нее с небольшой пяткой или опиравшись на скобки над столицами. Есть арки, которые нельзя назвать арками в строгом смысле слова; оба их конца круто поднимаются над счетчиками столиц, а затем ломаются внутрь и сходятся сверху прямолинейно, в виде фронтона. Другие арки еще менее похожи на настоящие: они формируются, например, в павильонах Львиного двора и в коридоре принцесс, восходящей или нисходящей линии, разбитых на части сталактитами. Колонны, поддерживающие арки, чрезвычайно тонкие, тонкие и снабжены столиками очаровательной формы и не совсем успешными основаниями, а иногда и без основания.

Читайте также:
Вольер для собаки в квартире — как создать безопасное место для домашнего питомца

Стены внутри дворцового зала и галерей обращены снизу, к локтю или плечу мужчины, с цветными плитками или мозаикой из черепицы более или менее сложного геометрического рисунка. Над этой панелью простирается формованный рельефный орнамент очень сложного и сложного рисунка, теперь поблекшего, но когда-то игравшего с позолотой и яркими красками. Эта окраска диверсифицировала его до такой степени, что, несмотря на сходство рисунка лепного украшения в некоторых комнатах, каждый из них имел свой собственный характер исключительно из-за различного сочетания золота на его стенах и трех основных цветов: белого, красного и синего. Мотивы орнамента, покрывающие не только стены, но и промежутки между арками и колоннами колонн, составляют двухконечные листья на тонких стеблях, стручках, цветках, плодах ананаса — все перемешалось друг с другом, скручивалось и смешанных с комбинациями геометрических линий. Кроме того, частью орнамента являются куфические надписи, простирающиеся в виде фризов или заключенных в медальонах. Причудливая роскошь архитектурного оформления дворца завершена (например, во дворе львов) путем открывания пространств между пролетными арками и сталактитами, которые обильно покрывают потолочные арки (например, в зале Абенсеррагов и Зал посланников). Те же арки, колонны и украшения на стенах, как в Альгамбре, мы находим в другом мавританском дворце Гренады, Хенералифе, архитектура которого, однако, намного проще и умеренно.

Alicante
Замок Санта-Барбара
Антекера
Alcazaba
Альмерия
Alcazaba
Бадахос
Alcazaba
Bailén
Замок Баньос-де-ла-Энсина (Burgalimar)
Кордова
Большая мечеть
Медина Азахара
Baños Califales
Башня Калахорра
Gormaz
Замок Гормаз
Гранада
Альгамбра и Хенералифе
Cuarto Real de Santo Domingo
Albayzín
Хаэн
Замок Святого Каталина
Херес-де-ла-Фронтера
алькасар
Малага
Alcazaba
Гибралфаро
Мериде
Alcazaba
Севилья
Алькасар
Хиральда
Торре-дель-Оро
Толедо
Мечеть Кристо де ла Луз
Mezquita de las Tornerías
Трухильо
Alcazaba
Сарагоса
Альхаферия

Основные памятники
Халифат Кордовы (929-1031):

Медина Азахара (936-1010) в Кордове
Мечеть Кристо де ла Луз в Толедо (завершена 999/1000)
«Минарет Сан-Хуан» (930 г.) в Кордове, когда-то принадлежавший мечети
Археологический объект дворца Вильяррубиа (965-66)

Период Таифы (11-13 вв.):

Мецкита-де-лас-Торнериас в Толедо (около 1060 г.)
минарет Альмохадов, известный как Хиральда (1184-98) в Севилье, когда-то являвшийся частью Великой мечети Севильи (1172-1176)
Дворец Альджафери (вторая половина XI века) династии Бану-Худ (1039-1110) в Сарагосе;
минарет в церкви Сан-Хосе в Гранаде (около 1050 г.)
Минарет Альмохадов в Иглесия-де-Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Гранаде

Эмират Насрид из Гранады (1212-1492):

Альгамбра (в основном 1338-1390) и Хенералифе (1302-24 в два этапа), национальный дворец, первоначально связанный с Альгамброй покрытой дорожкой через овраг, который теперь разделяет их.
Гранада больница (Маристан) (1365-7)
Масджид медресе Юсуфа I (1349 г.) в так называемом Паласио-де-ла-Мадраза
Новый Funduq Гранады (14 век)
Кайсария Гранады (15 век)

Португалия
Алгарве (Аль-Гарб Аль-Андалус)
Albufeira
Замок Падерне
Сильвес
Замок Силвеш
Алентежу
Mértola
Мечеть Носса-Сеньора-да-Анунчасао
Estremadura
Sintra
Замок мавров

Алжир, Марокко и Тунис
Существует высокая концентрация мавританской архитектуры в Магрибских государствах Марокко, Алжира и Туниса в основном в городах Марракеш, Рабат, Фес, Тлемсен, Алжир, Тунис и Тетур.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: