Сроки проведения специальной оценки условий труда: ответы на вопросы читателей

Сроки проведения специальной оценки условий труда: ответы на вопросы читателей

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

1 января 2014 г. вступили в силу два закона, предусматривающих новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 1 (далее – Закона о специальной оценке) и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона« О специальной оценке условий труда »(далее – Закон о внесении изменений) 2.

Поскольку практика в этой области еще не развита, возникает много вопросов при определении сроков конкретной оценки условий труда. Разобраться в самом сложном нам поможет Дмитрий Третьяков, председатель комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора Россия», генеральный директор компании HSA. их.

В соответствии со ст. 27 сек. 6 Закона о принципах специальной оценки, конкретная оценка может проводиться поэтапно для некоторых рабочих мест и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. Таким образом, ч. 4 ст. 27 выше Закона предусматривает, что если оценка условий труда была проведена до 1 января 2014 года, специальная оценка не может проводиться для этих предприятий в течение 5 лет с даты завершения оценки. Следовательно, период, за который проводится специальная оценка, отсчитывается с даты, на которую была проведена оценка. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить специальную аттестацию до 2018 года?

В соответствии с Законом о принципах специальной оценки теоретически да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений ТК РФ, в частности обязанности соблюдать положения о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Поэтому, если вы обратили внимание инспектора на положения ст. 27 Закона о принципах специальной оценки, и вы будете отстаивать свою позицию, боюсь, что вам «не повезет». Скорее всего, позиция Госинспекции труда и Роструда в целом будет направлена ​​на проверку фактического выполнения положений Закона о специальной оценке. В этой ситуации, если мы посмотрим на положения настоящего Закона и сопровождающие его поправки, одно из основных обязательств работодателя – письменно проинформировать работника о результатах конкретной оценки условий труда на его рабочем месте. Соответственно, государственный инспектор труда будет иметь объективное право привлечь вас к ответственности в виде административного взыскания. Поэтому такой вариант ухода от той или иной оценки условий труда вызывает большие сомнения.

Ответственность за нарушение правил труда и охраны труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ (см. Таблицу 1).

Предмет преступления или проступкаОтветственность за первое правонарушение или проступокОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
ОфициальныйАдминистративный штраф от 1000 до 5000 рублейДисквалификация от одного года до трех лет
Лицо, ведущее бизнес без образования юридического лицаАдминистративный штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Законопослушный гражданинАдминистративный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 1 января 2015 года вступает в силу статья 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Нарушение государственных нормативных требований по охране труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», в в соответствии с Законом о внесении изменений.

Части 1 и 5 ст. 5.27. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований по охране труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. Таблицу 2).

Предмет правонарушенияОтветственность за первое правонарушениеОтветственность за повторное правонарушение
ОфициальныйПредупреждение или административный штраф от 2000 руб. До 5000 руб.Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет.
Физическое лицо, ведущее бизнес без создания юридического лицаАдминистративное предупреждение или штраф от 2000 до 5000 рублей.Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Законопослушный гражданинАдминистративное предупреждение или штраф от 50 000 до 80 000 рублей.Административный штраф в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или за невыполнение такой оценки устанавливается частично. 2, сек. 5 Статья 5.27.1 Коллективного трудового договора РФ (см. Таблицу 3).

Читайте также:  Юридическое обслуживание сделок с недвижимостью в Москве | стоимость юридических услуг при продаже квартиры от 10000 руб
Предмет преступления или проступкаОтветственность за первое правонарушениеОтветственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
ОфициальныйАдминистративное предупреждение или штраф от 5000 до 10000 рублей.Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет.
Физическое лицо, ведущее бизнес без создания юридического лицаАдминистративное предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей.Административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Законопослушный гражданинАдминистративное предупреждение или штраф от 60 000 до 80 000 рублей.Административный штраф от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление хозяйственной деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за допущение работника к исполнению служебных обязанностей без соответствующей подготовки и проверки знания требований по охране труда и обязательных начальных (при приеме на работу) и периодических (во время работы) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (сменный), обязательные осмотры психиатрической службы или при наличии медицинских противопоказаний изложены в абз. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 CLA RF (см. Таблицу 4).

Предмет преступления или проступкаОбязанностьОтветственность за рецидив аналогичного правонарушения
ОфициальныйАдминистративный штраф от 15000 до 25000 рублейАдминистративный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет.
Физическое лицо, ведущее бизнес без создания юридического лицаАдминистративный штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей.Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней
Законопослушный гражданинАдминистративный штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей.Административный штраф от 100000 до 200000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней

В п.4 части 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ говорится об ответственности за непредоставление работникам средств индивидуальной защиты – средств, отнесенных ко 2 классу согласно техническому регламенту Таможенного союза. «О безопасности средств индивидуальной защиты» в зависимости от степени риска травмирования рабочего (см. Таблицу 5).

Предмет правонарушенияОбязанностьОтветственность за рецидив аналогичного правонарушения
ОфициальныйАдминистративный штраф от 20 000 до 30 000 рублей.Административный штраф от 30 000 до 40. 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет
Физическое лицо, ведущее бизнес без создания юридического лицаАдминистративный штраф от 20 000 до 30 000 рублей.Административный штраф от 30 000 000 рублей до 40 000 рублей или административное приостановление хозяйственной деятельности на срок до 90 дней.
Законопослушный гражданинАдминистративный штраф от 130 000 до 150 000 рублей.Административный штраф от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В прошлом году нашей компании не удалось пройти процедуру аттестации. Что нам теперь делать?

Минтруд России в пункте 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3 / В-113 пояснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, подготовленные после 31 декабря 2013 г., не могут быть использованы. В вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные договоры и перенести результаты аттестации рабочего места в специальные аттестационные материалы.

А как насчет специальной оценки условий труда, если есть предписание Национальной инспекции труда на аттестацию рабочих мест с 2013 года (конкретная дата не указана)?

Срок давности – зафиксированное нарушение закона о несертификации рабочих мест. Более того, если документ не был отозван в установленный срок3, это означает, что работодатель тем самым подтвердил, что его обязательства по этой части ТК РФ не выполнены.

Теперь вам нужно провести определенную оценку работы, даже если в самом письме может быть сказано «внеплановая оценка работы» или «оценка работы». В любом случае, настоящая цель этих процедур – оценить условия труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена специальной аттестацией условий труда. Следовательно, Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не отменен, но не может применяться с учетом записи. вступил в силу Закон о специальной оценке. Что делать, если возникла острая необходимость в переоценке должностей из-за несогласия сотрудников с результатами первичной аттестации?

В этой ситуации я настоятельно не рекомендую проводить «ретроактивную» переоценку. Если сотрудники не согласны с результатами предварительной сертификации, не может быть и речи о фальсификации остальной части процесса. В этом случае явно необходимо провести специальную оценку условий труда, и она будет внеплановой.

Читайте также:  Срок давности раздела имущества бывших супругов после развода

Если специальная оценка условий труда длится несколько лет, как будет определена дата следующей специальной оценки?

Работодатель может продлить срок действия специальной оценки условий труда до 2018 года. В таком случае дата следующей специальной оценки отсчитывается от даты утверждения соответствующего отчета.

Довольно пикантным моментом в этой ситуации является тот факт, что результаты оценки действительно действительны с момента ее проведения в течение пяти лет. Вместе с коллегами мы рассмотрели ситуацию, когда сертификационные материалы были доставлены 20 декабря 2013 года. Если отсчитать пять лет с этой даты, срок действия сертификата работодателя истечет 20 декабря 2018 г., и работодатель должен будет провести специальную оценку в течение оставшегося 10-дневного периода, что, очевидно, невозможно. Это означает, что формально требования закона соблюдаться не будут. Это довольно спорный момент, но я считаю, что в этом случае лучше быть спокойным и начать оценку до конца пятилетки, чтобы результаты можно было окончательно подвести до 2018 года.

Можно ли «разбить» оценку на несколько частей с отдельными отчетами по каждой части? Если да, то означает ли это, что пятилетний период, по истечении которого должна быть проведена новая специальная оценка работ (в соответствии со ст. 8 Закона о специальной оценке) будет учитываться отдельно с даты утверждения каждого отчета?

Конечно, можно «разбить» специальную оценку условий труда на несколько частей. В данном случае речь идет о разделении на отдельные подразделения, офисы, отделы и т. д., где каждая группа выполняет всю работу «под ключ» (т. е. проводит идентификацию, измерения, составляет отчет, передает результаты Национальной инспекции труда). С этой целью организация составляет график, который утверждается Комитетом по специальной оценке (статья 9 Закона о специальной оценке). Результаты специальной оценки в каждой группе оформляются в виде отчета.

Через пять лет после утверждения каждого отчета на объекте должна быть проведена новая специальная оценка. Если по прошествии пяти лет работодатель решит провести специальную оценку предприятия в целом, без разбивки на отдельные подразделения (офисы, отделы и т. Д.), Датой утверждения первого, самого раннего отчета будет справочная дата.

Для крупных компаний с большим количеством сайтов обычно удобно проводить специальную оценку «запаса», поскольку это позволяет вам составить бюджет для мероприятия.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия акта о соответствии условий труда государственным требованиям охраны труда продлевается еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона о специальной оценке). Не могли бы вы рассказать, как происходит продление?

7 апреля 2014 г. Постановлением Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики специальной оценки условий труда, классификатора вредных и / или опасных факторов производства, отчета. Форма для конкретной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению «вступила в силу». Согласно этому документу, рабочие места, которые якобы подлежали декларированию до утверждения Методологии особых условий труда (например, «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательному измерению. Это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически есть рабочие места, подлежащие уведомлению, но их количество в общем количестве рабочих мест, подлежащих особой оценке, ничтожно.

Если речь идет о продлении декларации о соответствии условий труда государственным нормам безопасности труда, то это происходит автоматически, если на этих рабочих местах нет несчастных случаев. Это означает, что срок действия декларации не истекает, и срок ее действия считается продленным еще на пять лет. В этом случае работодателю не нужно вносить какие-либо изменения в документ.

Документы по теме:

Новости на:

Материалы по теме:

14 важнейших изменений в трудовом законодательстве 2014 года
Мы подготовили обзор наиболее важных изменений в трудовом законодательстве. Хотя большая часть проанализированных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу 1 января 2014 года. Как изменится минимальная заработная плата, будет ли запрет на оплачиваемую работу, специальная оценка условий труда, конкурсный отбор творческих сотрудников?

Пол, возраст и семья не являются препятствием для работы
Согласно закону, женщины, подростки и люди с семейными обязанностями получают дополнительные гарантии в сфере труда. Об особенностях трудовых отношений с такими работниками, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1, – наш материал.

Читайте также:  Как заполнить 6-NDFL в течение 9 месяцев | Ваш советник

1 За исключением ст. 18, который вступает в силу с 1 января 2016 года.
2 За исключением п. 4 Статьи 9 и 11, которые вступают в силу 1 января 2015 года.
3 В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы у уполномоченного инспектора, Главного государственного инспектора труда Российской Федерации и / или в суд. Решение Главного государственного инспектора труда Российской Федерации может быть обжаловано в суд. Срок подачи апелляции на выданное постановление об устранении выявленных нарушений указан частично. Часть 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» имеет 15 дней.

Срок действия СОУТ

Порядок проведения специальной оценки условий труда на предприятиях регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. В этом нормативном документе определены основные правила ее проведения, а также срок действия результатов специальная оценка условий труда.

Первичное выполнение спецоценки

Впервые на новом предприятии специальная оценка проводится не позднее, чем через 12 месяцев после его регистрации. Эта процедура изложена в Ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Ведь в новой компании создаются рабочие места, которые еще не проверены на соответствие установленным законом условиям труда. Следовательно, они должны быть оценены в установленный срок.

Специальную оценку могут проводить только уполномоченные подрядчики, внесенные в реестр Министерства труда. Он опубликован на сайте министерства. По результатам данной процедуры подрядчик назначает каждому рабочему месту определенный класс условий труда. Этот параметр может иметь одно из следующих значений:

    оптимальные условия – когда влияние вредных факторов не происходит или не превышает допустимых гигиенических норм; приемлемые условия – если есть воздействие вредных факторов, но позволяет работнику полностью восстановиться до начала следующей смены; вредные условия – если влияние неблагоприятных факторов оказывает заметное влияние на здоровье и трудоспособность работника. По степени тяжести вредные условия делятся на четыре подкласса; опасные условия – если опасный фактор угрожает жизни работника.

Если условия на данном рабочем месте классифицируются как оптимальные или приемлемые, работодатель составляет специальный документ и представляет его в Национальную инспекцию труда. Этот документ называется декларацией соответствия условий, преобладающих в данной должности, применимым требованиям. Работодатель обязан составить этот документ в соответствии с указанными условиями.

По завершении специальной оценки информация о ее результатах, независимо от класса создаваемых рабочих мест, также передается в Федеральную информационную систему для учета результатов ЮГ. Эта операция должна выполняться уполномоченной организацией, выполнившей работу.

Срок действия СОУТ в организации

Статьей 8 Федерального закона № 426-ФЗ установлено, что срок действия специальной оценки условий труда, то есть ее периодичность, составляет пять лет. Этот период начинается с момента внесения данных о предыдущей процедуре в FGIS. Это означает, что по истечении срока действия специальной оценки условий эксплуатации результаты предыдущей проверки теряют силу. На этом этапе компания должна провести и завершить новую оценку, а также сообщить о результатах в FGIS. Однако эта процедура подразумевает некоторую снисходительность к предприятиям, занимающим только оптимальные и приемлемые классовые позиции.

Сроки действия СОУТ по закону: автоматическое продление

Таким образом, для некоторых компаний может применяться опция автоматического продления оценки работы SRMS. Это возможно при соблюдении следующих условий:

    на предприятии есть только должности, соответствующие оптимальному или допустимому классу; на эти должности оформлена декларация о соответствии действующим требованиям; За период действия декларации, который составляет пять лет, на предприятии не было несчастных случаев, профессиональных заболеваний и нарушений трудового законодательства.

Если эти требования соблюдены, срок действия декларации по охране труда автоматически продлевается еще на пять лет. Однако, если, например, компания попала в аварию, действие этого документа будет признано недействительным, и компания должна будет провести внеочередную специальную оценку.

Предприятия, которые имеют, помимо оптимальных или приемлемых категорий, опасные или вредные объекты, должны также подготовить отчет об уведомлении для первых двух типов должностей и могут воспользоваться возможностью его продления. Однако для должностей с опасной или опасной категорией специальная оценка проводится каждые пять лет в соответствии с обычной процедурой.

Оцените статью
Добавить комментарий